План реализации КТЗ муниципальному «Уралвагонзаводу», который наблюдательный совет ВЭБа согласовал в мае, «не быть может реализован», поведали «Ъ» несколько источников на рынке. По их словам, банк, который получил 100% акций концерна в 2010 году в обмен на кредит в 15 миллиардов руб., «не может порвать опцион на обратный выкуп акций» с бывшими собственниками КТЗ Мишей Болотиным и Альбертом Баковым. Расторжение опциона (должен быть реализован в 2017 году опосля возврата средств) «планировалось в качестве первого шага» для реализации КТЗ, объясняют собеседники «Ъ».
Единственной возможностью для ВЭБа порвать опцион в одностороннем порядке было объявление дефолта КТЗ синдикатом банков (его возглавляет Сбербанк), которому компания обязана наиболее 35 миллиардов руб. (см. "Ъ" от 9 июля). Еще в первом полугодии КТЗ был должен выплатить 16,6 миллиардов руб. основного долга (по неофициальным данным, на конец 2012 года составлял 59,5 миллиардов руб.) и процентов, но не сделал этого. «Если бы синдикат востребовал объявить дефолт, то, вероятнее всего, это мог бы сделать и ВЭБ, что привело бы к разрыву опциона»,-- объясняет один из собеседников «Ъ». Но синдикат не может объявить дефолт, так как решение о этом принимается единодушно, а «бывшие акционеры КТЗ либо структуры, близкие к ним, выкупили часть долга у пары участников синдиката».
Источники «Ъ» не знают, у кого конкретно куплены долги. Но молвят, что на данный момент в синдикате остались только российские банки, а иностранные «давно вышли, понимая высочайший риск долга». ВЭБ также не может поменять менеджмент КТЗ (концерн возглавляет Миша Болотин), так как его сохранение было одним из критерий кредита.
В мае наблюдательный совет ВЭБа согласовал план по урегулированию задолженности КТЗ. Он предугадывал конвертацию долга концерна перед ВЭБом в капитал Machinery & Industrial Group N.V., которая обладает 100% акций КТЗ. Потом предполагалось внести эту компанию в капитал УВЗ в обмен на акции допэмиссии в пользу ВЭБа.
«Сложилась патовая ситуация»,-- молвят собеседники «Ъ». Сейчас в качестве «наиболее вероятного» варианта рассматривается сохранение под контролем старенького менеджмента гражданского дивизиона (выпуск вагонов, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники) и передача военного дивизиона (ключевое предприятие - Курганмашзавод) под управление ВЭБа и УВЗ. Источники «Ъ» убеждают, что вопросец быть может вынесен на один из наблюдательных советов ВЭБа. Но, по данным собеседников «Ъ», в повестке наиблежайшего заседания совета (состоится на данной недельке) пока такового вопросца нет.
Но с реализацией сценария могут появиться трудности: конкретно военный дивизион является прибыльным на фоне общей убыточности КТЗ, потому «старый менеджмент навряд ли просто согласится». С иной стороны, военный дивизион может достаться УВЗ, будучи обремененным большинством долгов КТЗ. По неофициальным данным, консолидированная выручка КТЗ за 2012 год составила 53 миллиардов руб., убыток - 920 млн руб. Один из источников «Ъ» говорит, что ВЭБ выступает за пропорциональное разделение долга меж дивизионами, но «реализовать это будет сложно». Представители ВЭБа, УВЗ, Минпромторга и Миша Болотин отказались от комментариев.
ВЭБ уже попадал в аналогичную ситуацию с остальным проблемным активом - «Амурметаллом». Невзирая на начавшееся банкротство, ВЭБ не мог порвать опционное соглашение на обратный выкуп 100% акций завода с его бывшим собственником Александром Шишкиным. В итоге у компании сохранялся старенькый менеджмент, а банк не мог реализовать завод инвесторам, посреди которых тоже был УВЗ. Глава судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Ковалев считает, что бывшим собственникам КТЗ, которые вошли в состав его кредиторов, выгоднее банкротство. «Это отдало бы возможность приобрести хотя бы часть активов по наиболее низкой стоимости и очищенными от долгов»,-- отмечает он. Но источники «Ъ» именуют банкротство КТЗ маловероятным, беря во внимание «стратегическую значимость концерна».
Егор Ъ-Попов, Роман Ъ-Кондратьев