>> Выловленные в водах близ "Фукусимы-1 морепродукты в первый раз опосля трагедии на АЭС поступили в японские магазины

Прохладная война: как поделить Арктику

Территория за полярным кругом занимает всего-то около 6 процентов поверхности Земли, но, на ее долю приходиться приблизительно 13 процентов глобальных неразведанных запасов нефти и до 30 процентов природного газа. При отнесении оценочных ресурсов к наиблежайшей стране, на Россию приходится наиболее половины всех богатств Арктики. В российском секторе размещены наикрупнейшие запасы природного газа. А самые обильные запасы нефти сосредоточены в южноамериканском секторе. У остальных участников этого закрытого клуба любителей минусовых температур все существенно скромнее.

Вообщем, такое деление очень условно. В действительности арктическое место распределяется по особенным сложным схемам интернационального права. Таковая ситуация априори обречена на обострение. Когда локоток так близок, а все равно не укусишь, становится понятно, что взаимные территориальные претензии неизбежны.

Согласно договору 1920 года, прибрежные страны - СССР, Норвегия, Дания, США и Канада - разделили Арктику на 5 полярных секторов. Вершина - это Северный полюс, а основание - граница каждого из стран. СССР достался наибольший сектор, но со временем договоренности были пересмотрены.

В имеющейся интернациональной практике все куда запутаннее, так как страны имеют исключительные права на разведку и внедрение недр морского дна в пределах лишь 200 миль от собственного побережья. Эта территория именуется исключительной экономической зоной. Для дизайна прав на внедрение недр морского дна за пределами данной зоны нужно представить подтверждения того, что морское дно является «естественным продолжением» континентального шельфа.

К примеру, по мнению российских ученых, Северный Ледовитый океан от Канады до России через Северный полюс пересекает подводная гряда. Еще в 90-е ее открыла наша экспедиция. Тогда же этот хребет получил заглавие Ломоносова. Это некоторый трансарктический «мост» протяженностью около 1600 км и шириной 200 км. Россия уже пару лет пробует доказать, что хребет Ломоносова, простирающийся до самого Северного полюса, является продолжением континентального шельфа.

Россия оказалась первым арктическим государством, которое подало заявку в ООН на установление наружной границы. Правда, с первого раза комиссия ООН заявку отклонила.

Но не стоит мыслить, что лишь Россия интересуется севером.

Пикантности данной ситуации добавляет статья 70 конвенции ООН по морскому праву. В ней есть положение, согласно которому, неважно какая страна имеет право подать в ООН заявку на разработку природных ресурсов морского шельфа, не находящегося в юрисдикции прибрежного страны.

Это значит, что неважно какая иностранная компания может получить в ООН разрешение на разработку месторождения в пределах российских полярных владений. И, пожалуйста, вперед, ежели это случится до того, как Россия оформит свои права на эту местность.

А меж тем, признание хребта Ломоносова российской территорией, по неким оценкам, может дополнительно принести России до 5 млрд тонн условного горючего. Понятно, что когда идет речь о таковых цифрах, столкновение интересов - вопросец времени, тем паче, что добыча углеводородов в экстремальных критериях севера - уже издавна обычное дело.

Открытие в 1962 году Тазовского месторождения газа на Последнем Севере России положило начало ряду открытий больших запасов углеводородов в арктическом регионе. Сейчас к северу от Полярного круга найдено 61 большое месторождение. 43 из их находятся в России, 11 в Канаде, 6 на Аляске и одно в Норвегии.

В общем, нефтегазовые компании открыли сезон охоты за ресурсами Арктики. Определенная обеспокоенность экологов в связи с сиим понятна. Правда, с экологами все тоже разносторонне. Ежели на примере крайнего варианта поглядеть на их способы и вспомнить их славную историю, невольно начинаешь колебаться в благих намерениях.

Очередное достояние Арктики - Северный морской путь. Судоходная магистраль проходит вдоль северных берегов России и соединяет порты Европы и Азии. Для сопоставления возьмем популярный маршрут Роттердам - Шанхай. На выбор два пути: теплый, через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан либо через Северный Ледовитый океан. Длина Северного морского пути приблизительно 15 000 км, что на 4444 километра меньше, чем через Суэцкий канал. Время в пути соответственно сокращается с 48 до 35 суток. Китайские специалисты именуют этот маршрут более экономичным решением для морских перевозок из Азии в Европу. Посреди основных минусов, не считая того, что ниже нуля, необходимость применять ледокол и маленькая навигация, всего до 4 месяцев. Тем более, перспективы это маршрута оцениваются чрезвычайно высоко. Ежели на данный момент грузопоток по Северному морскому пути составляет 5 миллионов тонн в год, то к 2020 году может составить порядка 64 миллионов тонн. А это уже суровые средства.

Не так издавна беспокойство западной прессы вызвал тяжкий атомный крейсер «Петр Великий», который возглавлял экспедицию в Арктику. Российскую операцию создатель заметки в The Time называл «игрой мускулами», направленной на то, чтоб получить «господство на морских путях». Всю эту искусственную обеспокоенность можно было бы именовать журналистским бредом. Но Норвегия, Швеция и Финляндия заявили о начале совместных учений с США и Великобританией, кодовое заглавие которых - «Арктический вызов - 2013»

Апрель
Пн   5 12 19 26
Вт   6 13 20 27
Ср   7 14 21 28
Чт 1 8 15 22 29
Пт 2 9 16 23 30
Сб 3 10 17 24  
Вс 4 11 18 25  

>> Биржи США выросли на фоне положительной статистики по рынку труда

>> Расходы бюджета Владивостока в 2013 году превысят 13 миллиардов рублей

Brukad.ru © Эκонοмиκа и деньги в России и в мире.