>> Угроза дефолта в США не скажется на курсе бакса в Беларуси - специалисты

Инфраструктура без средств

В экономном послании на три года президент Владимир Путин призывал навести «на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов ресурсы фонда государственного благосостояния (ФНБ) и пенсионные накопления». Но оказалось, что навести на инфраструктуру государству больше нечего.

Опасности для пенсий

С 2014 г. ВЭБ не сумеет брать инфраструктурные облигации, предупредил в пятницу директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов (его цитаты по «Интерфаксу»): «Перспективы не то что не радужные, их, в общем, нет. <…> Средств у нас не будет».

Причина - пенсионная реформа: чтоб уменьшить трансферт Пенсионному фонду, правительство решило обнулить накопительную часть пенсии молчунов в пользу страховой не оставлять им 2%. Эти средства дозволят сэкономить около 350 миллиардов руб. в 2014-2016 гг., разъясняла 1-ый замминистра денег Татьяна Нестеренко.

На данный момент под управлением ВЭБа 1,7 трлн руб. молчунов (см. врез). В конце прошедшего года правительство разрешило ВЭБу вкладывать пенсионные скопления в инфраструктурные облигации. Предполагалось, что в 2013 г. ВЭБ инвестирует в их 200 миллиардов руб., крупная часть суммы уже вложена. Больше всех досталось РЖД. Предел на выкуп облигаций монополии на 2013 г. не так давно был увеличен со 100 миллиардов до 150 миллиардов руб., поведал Попов. С начала года РЖД уже расположила облигации на 75 миллиардов руб., главным покупателем был конкретно ВЭБ. Госкорпорация также купила 35-летние облигации ФСК ЕЭС (на данный момент «Россети») на 26 миллиардов руб. До конца года ВЭБ приобретет облигации очередной монополии - «Газпрома», сказал Попов, предел - 30 миллиардов руб.

Сумма инвестиций в инфраструктурные облигации на 2014 г. еще не определена, ведает человек, близкий к ВЭБу: до решения о обнулении накопительной части пенсии ВЭБ приценивался к планам госкомпании по выпуску облигаций, но сейчас все лимиты выбраны - и, ежели средства из ПФР больше не поступят, новейших инвестиций не будет. «А жалко: это была полностью надежная и доходная инвестиция», - вздыхает собеседник «Ведомостей».

Правда, ВЭБу достанется часть скоплений клиентов НПФ. Сумма быть может ниже, чем предполагалось, говорят федеральные чиновники (см. статью на стр. 01). К тому же вложить эти средства в инфраструктуру ВЭБ не вправе, разъяснял Попов: эти средства могут инвестироваться лишь в короткосрочные депозиты, чтоб обеспечить их возврат по первому требованию.

Мысль употреблять пенсионные скопления для финансирования новейших инфраструктурных проектов постоянно вызывала вопросцы, замечает Александр Морозов из HSBC: в мировой практике пенсионные скопления в основном вкладываются в проекты, которые уже генерируют валютный поток и дадут гарантированный доход.

Опасности для резервов

Остальным источником финансирования инфраструктуры мог стать ФНБ. 1-ые проекты для него избрал Путин: по 150 миллиардов руб. на развитие БАМа и Транссиба, скоростную металлическую дорогу Москва - Казань и Центральную кольцевую автодорогу вокруг Москвы (ЦКАД). Не считая того, по 100 миллиардов руб. на свои проекты желали бы получить «Россети» и «Русгидро».

Но Минфин раздавать средства ФНБ не готов. Разглядывать новейшие проекты можно лишь в 2015 г., когда в фонд начнут ворачиваться средства, использованные для борьбы с кризисом, говорил министр денег Антон Силуанов. За счет нефтегазовых доходов ФНБ в наиблежайшие годы не пополнится (на данный момент в нем 2,88 трлн руб., либо 4,3% ВВП) - они все перечисляются в резервный фонд (2,83 трлн, либо 4,3% ВВП), пока он не достигнет 7% ВВП, а произойдет это не ранее 2020 г.

С учетом 3-х проектов, названных Путиным, 40% средств ФНБ уже инвестированы в рублевые активы. Ежели толика достигнет 50%, возрастут опасности, предупредил Силуанов: средства могут потребоваться для пенсионной реформы, расчетов с вкладчиками, для НПФ.

А инфраструктурные проекты - это риск, средства могут не возвратиться, признал вице-премьер Аркадий Дворкович. Вопросцы у Минфина вызывает проект магистрали Москва - Казань. Необходимо объективное финансово-экономическое обоснование, выделил Силуанов: ежели будет видно, что средства ФНБ не возвратятся, можно будет прирастить долю экономного финансирования. Опасности в проекте лицезреет и министр экономического развития Алексей Улюкаев: «Он исходит из определенных гипотез о пассажиропотоке, которые мне неочевидны».

Пока для использования средств ФНБ готов лишь проект ЦКАД, считает Улюкаев. «Автодор» оценивал стоимость строительства в 300 миллиардов руб., половину даст ФНБ, остальное - приблизительно поровну бюджет и личные инвесторы.

Дело даже не в рисках определенных проектов, замечает Морозов: не было широкого обсуждения, необходимы они либо нет. Средствами ФНБ рисковать нельзя, он может пригодиться для выполнения собственной конкретной функции - страховки пенсионной системы, а инвестиции в инфраструктуру должен обеспечивать бюджет, считает он. При этом растрачивать их необходимо не на отдельные большие проекты, а на расшивку узеньких мест там, где это более нужно, говорит Морозов.!--…-->

Ноябрь
Пн   4 11 18 25
Вт   5 12 19 26
Ср   6 13 20 27
Чт   7 14 21 28
Пт 1 8 15 22 29
Сб 2 9 16 23 30
Вс 3 10 17 24  

>> Шанхай объяснил, как иностранцы сумеют работать в его зоне вольной торговли

>> "Турецкие авиалинии" откроют бизнес-зал во "Внуково"

Brukad.ru © Эκонοмиκа и деньги в России и в мире.