До конца года ВЭБ готов купить инфраструктурные облигации «Газпрома» на 30 миллиардов руб., такое решение наблюдательный совет госкорпорации принял посреди сентября, сказал директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов. «Газпром» предложил ВЭБу приобрести облигации на 100 миллиардов руб. посреди июля. Средства необходимы на стройку газотранспортной системы (ГТС) «Южный газовый коридор» для подачи газа в будущий газопровод SouthStream. Общественная стоимость системы оценивается в 509 миллиардов руб., из их в этом году планировалось вложить 82 миллиардов руб.
Получить средства от ВЭБа в полном объеме «Газпрому», вероятнее всего, не получится. «Мы полагаем, что ни в 2014, ни в 2015 году вольных средств на покупку облигаций уже не будет»,- произнес «Ъ» Александр Попов. В «Газпроме» молвят, что возможность привлечь льготные средства у ВЭБа - только «удобная опция», но при ее отсутствии «будет другое финансирование». Но привлечь на рынке средства по условиям инфраструктурных облигаций «Газпрому» не получится, речь может идти только о выпуске бумаг на 5-10 лет со ставкой 7-8%, считает аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.
Инфраструктурные облигации разрешают получить средства на 30-35 лет со ставкой в размере инфляции (прогноз на 2014 год - 4,8-5%) плюс 1%. Средства инвестируются из пенсионных скоплений, находящихся под управлением ВЭБа. Сиим инвентарем уже пользуются ОАО РЖД и ФСК, привлечь пенсионные средства желают и остальные компании. Для инфраструктурных монополий на данный момент это более актуально, потому что правительство решило в последующем году заморозить их тарифы, а в 2015-2016 годах регистрировать на уровне инфляции. В связи с сиим «Газпром» в 2014 году предсказывает понижение капзатрат на 52 миллиардов руб., до 724 миллиардов руб., а в следующие два года еще на 355 миллиардов руб., до 1,62 трлн руб. Конкретно на эти годы запланированы главные инвестиции в «Южный газовый коридор», ввод которого намечен на 2017 год.
SouthStream - политический проект, потребности в его мощностях у «Газпрома» нет, и пока задачка газопровода - давление на Украину, считает заместитель главы Фонда государственной энергетической сохранности Алексей Гривач. Потому, отмечает он, торопиться с проектом смысла нет, в особенности в отсутствие договоренностей о регулировании трубопровода на местности ЕС. Не считая того, по мнению профессионала, необязательно строить газопровод сходу на четыре нитки, можно и на две, равномерно сокращая транзит через Украину.
Проект «Южный газовый коридор» включает два газопровода до компрессорной станции (КС) «Русская» (начало SouthStream) в Анапе: от КС «Починки» в Нижегородской области и от КС «Писаревка» в Воронежской области. При всем этом от КС «Писаревка» также начинается транзитный трубопровод через Украину. К «Писаревке» газ подается по газопроводу Уренгой-Новопсков. Но этот газопровод нужно расширять, чтоб при сохранении украинского транзита была заполнена и новенькая труба Писаревка-Анапа. Меж тем «Газпром» уже отменил ряд тендеров по выбору поставщиков оборудования для расширения газопровода Уренгой-Новопсков и сразу объявил компанию «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга победителем тендера на стройку 1-го из участков Писаревка-Анапа. Другими словами, подтверждает глава East European GasAnalysis Миша Корчемкин, «Газпром» откладывает инвестиции по тем размерам инфраструктуры, которые допускают сохранение транзита российского газа через Украину.
Миша Ъ-Серов, Мария Ъ-Яковлева