«Автодор» дискуссирует с Минтрансом возможную схему вербования пенсионных скоплений для финансирования его проектов, сказал предправления госкомпании Сергей Кельбах, выступая на форуме «ВТБ капитала» «Россия зовет!». Пока вопросец предварительно прорабатывается, произнес он, четкой модели еще как бы нет.
Представитель Минтранса вчера вечерком был недоступен для комментариев. Это могла бы быть схема, подобная механизму финансирования программы РЖД (см. врез), говорит федеральный чиновник, тогда «Автодор» сумеет расширить линейку инструментов для финансирования собственных проектов. Из-за решений правительства по пенсионной системе появилась неопределенность, признает он, но пенсионные скопления принципиальный источник финансирования инфраструктуры.
Чтоб уменьшить трансферт Пенсионному фонду, правительство решило обнулить накопительную часть пенсии молчунов в пользу страховой. В связи с сиим директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов предупредил на прошлой недельке, что в 2013 г. госкорпорация завершит покупку инфраструктурных облигаций с 2014 г. средств на это не будет.
Средств не будет конкретно на масштабные программы заимствований как у ФСК либо РЖД, разъясняет человек, близкий к ВЭБу, на маленькие выпуски средства потенциально отыскать можно. У ВЭБа есть доход от вложений, временами погашаются облигации и высвобождаются средства, говорит он. Сколько пенсионных средств будет нужно госкомпании, еще не определено, знает человек, близкий к «Автодору», в любом случае это вопросец не 2013 г., а грядущего.
У госкомпании уже есть опыт займов на рынке: в 2011 г. она расположила пробный выпуск облигаций на сумму 3 миллиардов руб. с погашением в 2016 г. В апреле Fitch присвоило госкомпании рейтинг на уровне суверенного BBB. «Автодор» на 100% принадлежит государству, долг обеспечен госгарантиями, к тому же у госкомпании «сильные операционные связи с государством», указывало агентство.
Длительная программа госкомпании подразумевает, что до 2020 г. «Автодор» выпустит облигации еще на 80 миллиардов руб. (см. график). Сверх этого можно было бы привлечь до 100 миллиардов руб. на срок до 30 лет, говорит человек, близкий к «Автодору». Это посодействовало бы запустить проекты, которые стоят в очереди за финансированием, надеется он, к примеру, средств на обход Балашихи и Ногинска пока не хватает.
Инфраструктурные облигации приносят низкую доходность, к примеру, у РЖД инфляция плюс 1 п. п., показывает Владимир Назаров из Института Гайдара: это метод сохранить, а не заработать. Потому инвестировать пенсионные средства в такие бумаги можно только в развитых накопительных системах с огромным объемом средств, отмечает он. К тому же покупка инфраструктурных облигаций связана с рисками, замечает Назаров: в бонды стоит вкладывать всего 2-3% ранца Пенсионного фонда, а «Автодору» этого может не хватить.